История компании SAIC – рождение гиганта.

История компании SAIC – рождение гиганта.

04.04.2022

История компании SAIC – рождение гиганта.

SAIC - крупнейший производитель автомобилей в Китае. Компания из Шанхая достигла этого успеха благодаря двум самым успешным совместным предприятиям в стране и использованию нескольких собственных брендов.

Во времена императорских династий Шанхай был важным торговым городом в устье реки Янцзы. После китайско-британской опиумной войны в середине 19 века город был разделен на четыре части: китайскую, британскую, французскую и американскую. В 1895 году была добавлена пятая зона - японская. Несмотря на свое колониальное разделение, Шанхай вырос в первые десятилетия 20-го века в самый модный город Китая и самый важный торговый и финансовый центр Азии.

Шанхайская автомобильная промышленность в начале 20-го века.

Благодаря международному присутствию первые автомобили в Китае появляются именно в Шанхае. Венгерский дилер из французской части города импортирует два Oldsmobiles в 1901 году. Десять лет спустя в городе насчитывается более 200 автомобилей, а к 1920 году это число возрастает до 1899. В 1935 году их уже более 10 000, а в 1947 году почти 27 000. Все это импортные модели, хотя ряд производителей кузовов работают в колониальных частях города. Они импортируют роллинг-шасси и производят кузова на местном уровне.

Шанхай в 1930-е годы.

Этот рост мобильности также обеспечивает экономический импульс. Конечно, все эти автомобили нуждаются в регулярном обслуживании и запчастях. Поставки запчастей из далекой Европы и Америки не оптимальны, поэтому появляются всевозможные мастерские, которые занимаются изготовлением автозапчастей и их обслуживанием. Эта отрасль вырастает в сеть из десятков гаражей, мастерских и заводов по производству запчастей. Не одна, а многие из этих компаний являются предшественниками Shanghai Automobile.

Сначала вернемся к истории города Шанхая. В 1912 году Китай стал республикой, но правительство было слабым, и фактическая власть перешла к региональным “военачальникам”. Тогда же Япония, которая в то время вынашивала крупные колониальные планы, начала вмешиваться во внутреннее устройство Китая. Это привело к полной оккупации Маньчжурии на северо-востоке в 1931 году. После этого Япония расширила свое влияние на севере и в регионе Хэбэй, недалеко от Пекина. В 1917 году было начато полномасштабное вторжение в Китай и неуклонное расширение сфер японского влияния на юг вдоль восточной прибрежной полосы. Китайская часть Шанхая была завоевана в 1937 году, европейская и американская части в 1941 году после нападения на Перл-Харбор. После капитуляции японцев в 1945 году они также исчезли и из Китая. Началась гражданская война между националистами Гоминьдана и коммунистами. Последние были окончательно объявлены победителями в 1949 году.

Auto Garage основана 1903 году во французком районе Шанхая.

Несмотря на все эти беспорядки и вооруженные конфликты, очень большая часть автомобильных компаний Шанхая выжила. С приходом коммунизма началось значительное участие правительства в бизнесе. Новое китайское правительство создало множество комитетов и офисов для мониторинга развития отрасли. Компании в Шанхае были преобразованы в государственные предприятия или государственно-частные кооперативы. Китайцы склонны менять названия или юрисдикции всех управляющих агентств в зависимости от потребностей общества. Эти агентства в свою очередь дали всем видам компаний новые имена, объединили или разделили их, или передали их другому агентству. Из-за этого раннее развитие автомобильной промышленности в Шанхае представляло собой лабиринт названий компаний и смены обязанностей.

Самая первая компания, которую можно рассматривать как предшественника Shanghai Automobile, — это Public Works Company во французском секторе Шанхая. Его основали в 1910 году в том числе для организации общественного транспорта, а спустя 10 лет открыли еще и мастерскую. Эта компания в конечном итоге становится Шанхайским заводом автомобильных двигателей.

Коммунистическая консолидация шанхайской автомобильной промышленности.

Однако наше внимание сосредоточено на другой компании. Еще в 1903 году где-то в поле во французском секторе стоял сарай, служивший кузницей. В 1918 году эта компания (с вероятным, названием Baochang Company) сливается с китайско-английским Liwei Automobile из английского сектора. Затем компания импортирует большое количество брендов, включая Austin, Bedford и Chevrolet. Они ведут свой бизнес из знакового здания под названием "Auto Palace’ на Баочан-роуд (ныне улица Хуайхай), с уникальным треком для испытаний на крыше. Такой же есть на заводе Fiat в Линготто.

Здание Auto Palace с испытательной трассой на крыше, построенное в 1932 году.


После коммунистического переворота автомобиль Liwei попадает под контроль армии. В марте 1958 года контроль был передан шанхайскому правительственному комитету, а название было изменено на "Шанхайский автосборочный завод". Два года спустя компания переезжает в совершенно новое здание в районе Антинг и получает название, под которым она будет известна долгое время: Shanghai Automobile Manufacturing Factory (SAMF). Это компания, которая в конечном итоге и произведет первые автомобили, но об этом чуть позже.

Как уже упоминалось, автомобильная промышленность в Шанхае распространяется на диверсифицированную группу компаний и контролируется различными комитетами местного правительства. На протяжении многих лет эти комитеты прошли через несколько реорганизаций и консолидаций, что в конечном итоге привело к созданию компании, известной как SAIC. Хотя до этого еще очень далеко, самый первый предшественник SAIC был образован в 1955 году. В декабре того же года вышеупомянутая компания объединяется с рядом заводов по производству деталей под названием Shanghai Internal Combustion Engine Components Company.
Примерно в то же время была создана Шанхайская компания по производству силового оборудования. Это также комбинация ряда заводов по производству деталей, которые сосредоточились на сельскохозяйственных машинах, тракторах и подобном оборудовании. В обоих случаях это все еще происходит под руководством армии, но в 1958 году власть передается правительству Шанхая. Поэтому Шанхайское оборудование была объединена в шанхайскую производственную компанию Powertain Machinery. SAMF, автомобильный завод, также попадает под юрисдикцию этой зонтичной группы. В 1960 году Shanghai Powertrain была переименована в Shanghai Agricultural Machinery Manufacturing Company.

Шанхайский автомобильный завод, 1960-е годы.

Изменение последнего названия показывает, какие продукты были самыми важными в те годы - это сельскохозяйственные машины. Несколько тракторов уже строятся, но сейчас речь пойдет о первых машинах SAMF. В 1950-х годах завод все еще находится под военным контролем, поэтому неудивительно,что первая модель похожа на джип. В 1957 году SAMF показывает самостоятельно разработанный прототип, но он так и не запущен в производство. Однако через год начинается производство Shanghai 58, прямой копии Jeep C3J, многие из которых были оставлены Гоминьданом. В 1958 году было сделано около 500, а в 1963 году включительно-еще около 130.

Shanghai 58.

Shanghai SH211.

Несколько лет спустя SAMF делает еще одну военную машину, SH211. Этот автомобиль очень похож на тогда уже очень популярный Beijing BJ212. Серийная версия (SH211A) производится с 1969 по 1977 год и имеет общий тираж 3 324 экземпляра.

Седаны Fenghuang и Shanghai.

Тем не менее, машина, о которой мы говорим, — это Fenghuang. Фэнхуан — это китайский перевод Феникса, мифологической птицы, возродившейся из собственного пепла. Перед началом серийного производства сначала появятся три прототипа этого Fenghuang. Первый прототип основан на российском ГАЗ М20 «Победа», но с кузовом, очень похожим на кузов Plymouth Savoy. Этот автомобиль впервые показан в сентябре 1958 года. В январе 1959 года последовала вторая версия с измененным кузовом. О двигателе этого автомобиля известно немного. У некоторых это V8, но наиболее вероятный вариант — шестицилиндровый от Nanjing Automobile.

Третий прототип следует позже, в 1959 году. Технически этот автомобиль является копией Mercedes-Benz 220 1954 года с кузовом, похожим на первый прототип. В конечном итоге это основа для серийной версии, хотя SAMF все еще разрабатывает совершенно новый кузов, черпая вдохновение в модели Volga M21.

Производство Fenghuang не проходит гладко. На это есть две важные причины. Во-первых, SAMF не имеет продвинутого оборудования. Все Fenghuang на самом деле полностью построены вручную. Например, поскольку нет больших прессов, кузов автомобиля изготавливается из куска листового металла с помощью пресс-формы и молотка. Во-вторых, это происходит во времена “Большого скачка вперед”, когда китайская экономика полностью разрушена и наблюдается дефицит всех видов сырья. В конечном счете, нет единого мнения об общих объемах производства Fenghuang. Эрик ван Инген-Шенау упоминает следующие цифры в своей фотокниге “Шанхай, салуны эпохи ремесленников”, основанной на статистике правительства: 1 в 1958 году, 5 в 1959 году, 12 в 1960 году и 4 в 1961 году. Таким образом, в общей сложности было выпущено 22 экземпляра, и их производство заканчивается в 1961 году.

Первый прототип Fenghuang.

Второй прототип Fenghuang.

Серийная модель Fenghuang.

Однако это еще не конец Fenghuang. SAMF инвестирует в новые машины, и в 1963 году Шанхайская компания по производству сельскохозяйственной техники формирует комитет по подготовке Fenghuang к повторному производству. Они не тратят время впустую. Обновленный автомобиль вновь был выпущен на рынок в феврале 1964 года. Технически он во многом такой же, как и более ранний Fenghuang, но кузов значительно модифицирован. Автомобиль получает новое имя: отныне он будет известен как Shanghai SH760.

Объем производства изначально составляет около 50 автомобилей в год. Shanghai SH760 предназначен для среднего руководства Коммунистической партии и высших региональных чиновников. Это ставит его между двумя другими важными китайскими моделями: FAW Hongqi предназначен для абсолютного партийного руководства, а Beijing BJ212-для низших чиновников и военных.

Shanghai SH760 (модель 1964 года).

SH760 остается неизменным в производстве более десяти лет, но в 1974 году следует рестайлинг. Автомобиль получает измененную переднюю часть с прямоугольными вместо круглых фар и новую заднюю часть без тонких плавников оригинала. Тем не менее, техническая основа остается прежней, хотя кондиционер будет доступен в качестве опции. Модифицированный Shanghai известен как SH760A.

С 1984 года у ворот SAMF происходят удивительные вещи. Время от времени простые граждане Китая спрашивают, могут ли они купить седан Shanghai. Это связано с тем, что правительство сняло запрет на частное владение автомобилями. Небольшая часть китайцев достаточно богата, чтобы позволить себе такой автомобиль, но их выбор ограничен. Импортные модели все еще слишком дорогие для них, а предложение автомобилей китайской сборки очень ограничено. Совместные предприятия и бум в отечественной промышленности еще не начался. И вот они оказываются у ворот единственной фабрики с разумной альтернативой.

Shanghai SH760A (модель 1976 года).

Интерьер Shanghai SH760A (модель 1976 г.).

Shanghai SH760A (модель 1976 года).

В связи с внезапным спросом у простых граждан происходит забавное явление, что автомобиль конструкции 1950-х годов показывает лучшие результаты продаж в конце 1980-х годов. Производство увеличивается с нескольких сотен до нескольких тысяч в год. Самый последний 1991 год, когда было выпущено более 6000 автомобилей, стал даже самым успешным за всю 27-летнюю карьеру.

Машину переделывали еще дважды. В 1986 году появляется SH760B с немного большим двигателем (2,3 вместо 2,2 литра) и немного большей мощностью. Он продается вместе с SH760A. В 1989 году модель подвергается еще одному незначительному рестайлингу. В связи с изменением системы регистрации типов автомобили с этого момента называются SH7221 и SH7231. 25 декабря 1991 года с конвейера сходит 77 041-й и последний седан Shanghai. Через неделю, 1 января 1992 года, Шанхайский завод по производству автомобилей передается совместному предприятию Шанхай-Фольксваген и история собственного автопроизводства в Шанхае заканчивается.

Shanghai SH7221 (1986).

Shanghai SH7231 (1986).

Тем не менее, это не совсем конец SH760. Еще в 1986 году SAMF поручила компании English Locomotors разработать коммерческие версии автомобиля. Locomotors производит два прототипа. SH760C — двухдверный пикап (или на самом деле: «автомобиль универсального назначения»), SH760D — двухдверный пикап с двойной кабиной. Некоторое время они производились SAMF в 1989 году как SQ110 и SQ110A, но в 1990 году производство было перенесено в Шанхайскую автомобильную компанию Shenlian. Там пикап стал называться SH12020SP и появилась четырехдверная версия. В 1993 году пикапы подверглись фейслифтингу и получили название SH1021SP. Всего с 1990 по 1994 год построено около 6840 автомобилей. Также Shenlian делает универсал на базе четырехдверной версии, которая называется SQL5020.

Shanghai SH1020SP (1990).

За три десятилетия производства SH760 компания SAMF несколько раз разрабатывала потенциальных преемников: SH763 в 1966 году, SH762 в 1967 году, SH761 и SH750 в 1975 году и SH761S в 1977 году, но ни один из этих проектов не дошел до стадии производства. Однако в период с 1966 по 1971 год было выпущено четырнадцать кабриолетов (SH761) с совершенно другим дизайном кузова, которые использовались правительством в качестве «парадных автомобилей».

Шанхайский парадный автомобиль SH761 (1966).

Прототип Shanghai SH762 (1967 г.).

Шанхай также обдумывал идею более крупной модели. Между 1970 и 1973 годами было произведено очень небольшое количество бронированных седанов FAW Hongqi (CA772, шанхайская версия называется SH770), что привело к разработке SH771. Он основан на модели Mercedes-Benz S-класса 280SE 1972 года, оснащенном двигателем Hongqi V8. SAMF строит 30 тестовых автомобилей этого действительно красивого седана, но не запускает серийное производство.

Shanghai 581 (Daihatsu SDF-8, 1958).

Haiyan HY710.

Shanghai SK720 (1979).

SAMF не единственный производитель легковых автомобилей в Шанхае, но деятельность других компаний ограничена очень маленькими тиражами. Только Шанхайский завод по ремонту грузовиков производил немного больше автомобилей в период с 1958 по 1977 год. Тогда это был трехколесный коммерческий автомобиль на базе Daihatsu SDF-8, многие из которых остались после японской оккупации. Также Шанхайская автобусная ремонтная компания несколько раз собирала небольшие партии мини-автомобилей.

 

https://carnewschina.com