История марки BYD.

История марки BYD.

15.11.2021

Аббревиатура BYD означает  "Build Your Dream" (построй свою мечту), и компания с гордостью пишет ее на большинстве своих моделей автомобилей. Однако давным-давно в одном из немногочисленных интервью улыбающийся основатель компании, Ван Чуаньфу сказал, что буквосочетание не имело особого значения, когда он его придумал и что аббревиатура на самом деле означает "Bring Your Dollars" (принеси свои доллары).

История BYD.

Был солнечный день, когда Ван Чуаньфу припарковал свой новый Mercedes S-класса перед входом в автомобильный научно-исследовательский центр в Шанхае и собрал вокруг машины группу своих самых сильных инженеров.

«Хорошо», - сказал он, показав жестом в сторону машины, - «Разберите ее». 

Ван Чуаньфу.

Ван имеет высшее образование в области химии и материаловедения и до основания компании работал исследователем и доцентом в Пекинском техническом университете в начале 1990-х годов. Его областью специализации были аккумуляторы и батареи, и он очень хорошо разбирался в особенностях китайского производства батарей. В какой-то момент, он увидел возможность сделать аккумулятор намного лучше, нашел в городе Сянъян инвестора и поехал в Шэньчжэнь, чтобы основать свою собственную компанию. В феврале 1995 года он зарегистрировал BYD, сначала как производителя аккумуляторных батарей.

В нужном месте. 

В то время Шэньчжэнь был особым местом в Китае. В середине 1970-х годов это была заболоченная фермерская деревня с населением 30 000 человек в дельте Жемчужной реки, реки, впадающей в море к северу от Гонконга. Однако в 1979 году центральное правительство выбрало Шэньчжэнь в качестве зоны особого развития для экспериментов с "капитализмом". Когда Ван перехал туда, в городе уже проживало более 10 миллионов жителей. Сегодня здесь проживает почти 15 миллионов человек, и вместе с восемью близлежащими городами он образует вторую по величине городскую агломерацию в Китае с населением около 100 миллионов человек.

"Капиталистический эксперимент" в Шэньчжэне имел оглушительный успех. Город процветал на услугах, производстве и молниеносных инновациях, и это отличная среда для развития электроники. Сейчас город называют Силиконовой долиной Китая, потому что, помимо BYD Вана, отсюда берут свое начало такие компании, как Huawei, Tencent и DJI (производитель дронов).

Сегодня BYD процветает в этом ярком месте. Помимо академических качеств, Ван имеет нюх на хороший бизнес. Он начинает производить никель-кадмиевые аккумуляторы. Чтобы приступить к производству, он использует стратегию, которую он часто будет повторять позже: «перепроектируй», «сделай лучше» и «сделай сам».

Многие китайские компании имеют сомнительную репутацию, когда дело касается копирования и клонирования западных продуктов. В первое время BYD ничем не отличалось. Ван и его команда разбирают аккумуляторы Sony или Sanyo, анализируют, как они собираются, а затем делают что-то подобное под названием BYD. Однако то, что отличает Вана от многих китайских конкурентов, заключается в том, что он не останавливается только на копии. Он с самого начала понимает важность исследований и разработок и тратит на это много денег и времени.

В то время Шэньчжэнь был наводнен людьми из провинции, ищущими работу. Дешевая рабочая сила в изобилии, и Ван пользуется этим. Вместо того чтобы покупать дорогое оборудование для автоматизации производства, он нанимает тысячи рабочих и прилагает много усилий для оптимизации производственного процесса. И делает это успешно, потому что, когда BYD выходит на Гонконгскую фондовую биржу в 2002 году, она становится крупнейшим производителем аккумуляторных батарей в Китае. В дополнение к NiCd, BYD также производит NiMH (никель-металлогидрид) и литий-ионный (особенно LFP, литий-железо-фосфат).

Новая возможность.

В январе 2003 года цена акций BYD неожиданно рухнула. Ван купил крошечного производителя автомобилей в северной провинции Шэньси, он искал области для расширения своего бизнеса и выбрал автомобильную промышленность в качестве главного кандидата, увидев огромный растущий рынок и возможный новый спрос для своих батарей. Акционеры явно не согласились с его взглядами, особенно потому, что эти амбиции не были обговорены заранее. Но, как неправы были эти акционеры.

Одно из сомнений акционеров  основывалось на том, что автомобильная промышленность это очень капиталоемкий и, следовательно, опасный вид бизнеса. Однако в 2002 году открылась новая возможность - крупный промышленный конгломерат захотел ликвидировать свой убыточный автомобильный завод, а местные политики наоборот, хотели сохранить завод и обеспечить занятость местного населения. Ван быстро сообразил и смог внезапно стать производителем автомобилей за минимальную цену, также он получил бесплатно огромный участок земли плюс несколько ссуд под минимальную процентную ставку. В январе 2003 года он купил Qinchuan Automobile.

Этим промышленным конгломератом была China North Industry Corporation, более известная под своим торговым названием Norinco. Сегодня Norinco - это огромный комплекс, состоящий из десятков компаний в оборонной, химической и механической отраслях, но традиционно они производили оружие и боеприпасы. Когда в конце 1970-х Дэн Сяопэн пришел к власти в Китае у Мао Цзэдуна, долгий и бурный период "военных игр" подошел к концу. Это означало снижение спроса на их продукцию для военной промышленности, и многие из этих компаний искали другие рынки. 

Одна из компаний Norinco, Qinchuan Machinery Works (которая производила снаряды для пуль и ракет), также начала экспериментировать с автомобилями на одном из своих заводов. Свой первый экземпляр, машину без названия собрали из покупных запчастей и сделали машину из стеклопластика, а уже в 1989 году подписали договор с Suzuki. Как Chang'an, Jiangnan и Jiangbei, они смогли наладить  производство продукции Suzuki по лицензии. Qinchuan выбирал для старта  Suzuki  Alto второго поколения. Qinchuan Alto пользовался значительным успехом, и завод постепенно самостоятельно разрабатывает версию седана.

В конце 1990-х годов лицензированное соглашение истекает, и Suzuki решает продолжить сотрудничество с другими партнерами. Qinchuan разрабатывает собственный автомобиль Flyer, который по-прежнему в значительной степени опирается на технологии Alto. Компания открывает новый завод и в 2001 году смогла выпустить почти 20000 Flyers. Однако, при довольно неплохих продажах компания практически не получает прибыли. По крайней мере, слишком мало, чтобы поддерживать стабильный бизнес процесс , поэтому Norinco практически за бесценок передает автомобильный завод BYD.

Строим мечту.

После сделки в дополнение к Qinchuan Auto (которая переименована в BYD Automobile) Ван также покупает завод в Пекине, который производит пресс-формы, и создает отдел исследований и разработок автомобилей в Шанхае. Ван штурмует автомобильный рынок так же, как он штурмовал рынок аккумуляторов. Все начинается с «обратного проектирования», причудливого слова для обозначения копирования, но в случае с BYD это означает немного больше. У него есть инженеры, которые разбирают все виды автомобилей, включая его собственный S-класс, чтобы научиться собирать их вместе и собрать лучшие. Пройдет совсем немного времени и производитель пресс-форм в Пекине будет поставлять все виды пресс-форм для деталей с неверотной скоростью и позволит BYD построить собственное производство штамповок.

Первые автомобили BYD оснащались двигателями Mitsubishi китайского производства, но через несколько лет все автомобили стали оснащаться двигателями BYD. Эти двигатели подозрительно похожи на двигатели Mitsubishi, но не идентичны. Инженеры не просто копируют; они их улучшают.

Первоначально BYD продолжала выпускать Flyer, но в 2005 году появилась их первая модель собственной разработки - F3. Этот автомобиль невероятно "похож" на современную Toyota Corolla, но стоит намного дешевле. И вот в эту нишу входит BYD: дешевле иностранных моделей, но гораздо лучше по качеству, чем все другие китайские конкуренты. Стратегия сработала, потому что производство увеличилось с 20000 Flyers в 2003 году до полумиллиона автомобилей в 2010 году. Но на этом рост останавливается, в последующие десять лет годовой объем продаж BYD всегда колеблется в пределах полумиллиона легковых автомобилей.

Быстрый рост был обусловлен тем, что BYD с 2006 года последовательно запустила полный модельный ряд автомобилей. Первые серии моделей почти всегда демонстрируют сходство с Тойотами того времени. BYD производит множество вариантов и версий, специально предназначенных для определенного региона или рынка. Все эти модели оснащены бензиновыми двигателями.

Конечно, целью Вана было создание электроавтомобилей, и первый экземпляр был представлен в далеком 2008 году. BYD представляет F3DM (гибридный двигатель) - первый в мире подключаемый гибрид. Первый аккумуляторный и полностью электрический автомобиль BYD Е6  последовал за ним в 2010 году. Это минивэн, который изначально был предназначен только для индустрии такси , но становится доступным для всех потребителей примерно через год. Собственному росту BYD способствует государственная политика, направленная на поддержку разработки автомобилей на "новой" энергии, китайского производства подключаемых гибридов и электромобилей с аккумуляторной батареей. BYD с радостью пользуется  субсидиями для создания этих автомобилей с низким или нулевым уровнем выбросов. И как итог в 2019 году BYD, наконец, продает больше электромобилей, чем традиционные бензиновые модели.

Диверсификация

В 2006 году BYD создает второе автомобильное подразделение, сбивающее с толку BYD Automotive Industry. В этом филиале фактически находится вся автомобильная деятельность BYD, за исключением BYD Automobile. И BYD больше не ограничивается легковыми автомобилями. Многие читатели и за пределами Китая могли прокатиться на автомобиле BYD: электрические автобусы компании и автобусы общественного транспорта используются во многих аэропортах и ​​городах по всему миру. BYD не только является крупным игроком на рынке электрических автобусов, но также производит все виды электрических грузовиков. От мусоровозов и развозных транспортных средств через специализированные тягачи для портов и аэропортов до огромных 60-тонных самосвалов, используемых в горнодобывающей промышленности. И вот уже несколько лет компания также производит монорельсовые поезда, например, используемые в общественной сети в ее родном городе Шэньчжэнь.

Стремительный рост BYD в начале 2000-х, в первую очередь являлся внутренним делом Китая, но он получает международную известность, когда Berkshire-Hathaway, известный инвестиционный фонд Уоррена Баффета, покупает акций компании в 2008 году - около 10% компании. Отчасти из-за этого BYD также попадает в поле зрения Daimler. Хотя немцы уже имеют давние отношения с BAIC , в 2011 году они также создают совместное предприятие с BYD. Первым продуктом совместного предприятия стал электрический минивэн на базе B-класса. Автомобиль продается под недавно созданным брендом Denza. Однако Mercedes, похоже, довольно быстро теряет интерес к этому начинанию и концентрирует свою деятельность в Китае вокруг Geely и Beijing Auto. Denza - сегодня несколько забытый бренд, их единственная оставшаяся модель - BYD Tang.

Новая династия

BYD становится крупным игроком на китайском автомобильном рынке со своей линейкой седанов, похожих на Toyota, но понимает, что ей необходимо отойти от скопированных дизайнов и моделей. Его модели второго поколения, начиная с Qin в 2013 году, получили собственный выразительный дизайн. Китайские производители автомобилей уже работали с европейскими дизайн-студиями, но BYD одним из первых нанял известного дизайнера в качестве директора. Вольфганг Эггер, построивший свою карьеру в Alfa Romeo и Seat, был принят на работу в 2016 году. 

Начиная с модели Qin (Цин) , BYD называет все свои новые модели второго поколения в честь бывших китайских династий. Компания также выпускает Tang, Yuan и Song. Tang - гибридный большой внедорожник с 550 л.с., довольно успешен на китайском рынке, и возможно покорил бы американский рынок, если бы он был там доступен.

За прошедшие годы, несмотря на свои внушительные размеры, BYD превратилась в "проворную" и маневренную компанию. Небольшой пример из последних лет нашей жизни, в 2019 году в начале пандемии Covid несколько производителей автомобилей перешли к производству масок для лица или гелей для рук, поскольку производство автомобилей было остановлено. BYD также производила маски для лица, но в то же время разрабатывала и производила машины для сшивания масок. В конце марта 2020 года они производили сто тысяч масок и несколько сот машин для шитья масок в день.

Такая же маневренность проявляется в разработке автомобилей. Японские бренды лоббировали более мягкие правила ввоза для гибридов на китайский рынок и добились своего. Но как только новые правила были приняты, BYD представила свою гибридную систему DM-I с самым эффективным в мире двигателем внутреннего сгорания. (это название было оспорено в суде и отозвано у них компанией Great Wall Motors через несколько недель). А в отделе проектирования аккумуляторов они отреагировали на опасения по поводу безопасности батаерй с помощью технологиии «Blade Battery». Это длинные тонкие призматические ячейки, которые можно собрать в пакет без модулей, в новых ячейках используется LFP-химический элемент, поэтому они относительно дешевы и не ограничены ресурсами.

В совокупности все технологии BYD достигли высшей точки в новой модели Han, большом седане, который напрямую конкурирует с Tesla Model 3. Han получился дешевле и добротно собран, за год на китайском рынке было продано 100 000 единиц. Однако сегодня это уже достижение прошлых лет. Han - это последний автомобиль BYD второго поколения, поскольку грядущий Dolphin основан на новой, более продвинутой и гибкой платформе третьего поколения.

Стратегия BYD по производству многих деталей собственными силами хорошо окупается в нынешнем кризисе полупроводников. BYD меньше подвержены влиянию кризиса поставок, чем большинство других, потому что они сами производят большое количество своих микрочипов. Чтобы монетизировать производство запчастей, BYD сконцентрировала свои заводы по производству комплектующих в новом филиале и назвала его Fudi. Прямые конкуренты могут покупать и использовать запчасти, избегая при этом брендинга BYD. Совсем недавно компания Fudi успешно прошла листинг на Гонконгской фондовой бирже.

Ученик или мастер?

В 2019 году BYD и Toyota объявили о создании совместного предприятия, новая компания будет производить электроавтомобили Toyota для китайского рынка. Это замечательное событие по двум причинам. Во-первых, Toyota очень неохотно переходила на электромобили или гибридные автомобили с подзарядкой от электросети и концентрировала свои усилия на гибридах без подключаемых модулей. Во-вторых, некоторые специалисты уже предположили, что BYD будет разрабатывать и производить автомобили на собственных технологиях, а Toyota будет всего лишь помогать  и "клеить"  логотипы. Неужели ученик превзошел учителя? 

Вот так идея в голове одного человека превратилась в современную компанию, имя которой BYD.  

 

https://carnewschina.com